Один день из жизни учителя

Кто из нас не завидовал учителям? Все мы в школьные годы думали, мол, как хорошо им живётся – никаких «домашек», зубрежек, подготовок к самостоятельным… А выйдя из-за школьной скамьи отношение к учительскому труду, конечно, у большинства изменилось – появилось осознание его значимости и зависть сменилась уважением.  Но всё же: до конца ли мы понимаем в чем заключается работа учителя?  Сегодня мы расскажем о человеке-профессии, и профессия эта – географ.  

Итак, знакомьтесь: Гамат Гасанов, учитель географии МОУ «СОШ №10 им. В. П. Поляничко», победитель городского конкурса «Педагог года — 2017» в номинации «Учитель школы» абсолютный победитель конкурса «Учитель года Челябинской области – 2017» — молодой и улыбчивый человек, глядя на которого и не скажешь, что у него есть весьма необычная в наше время цель – не просто научить детей, а сделать так, чтобы они понимали для чего им нужны полученные умения и навыки и где они их могут применить.

8:00 Учитель уже на работе.  «Мой день всегда начинается с 5-6 утра, и не важно, во сколько лег спать накануне, это взято за правило. С этого года неизменно одно: прежде чем пойти в свой кабинет, я захожу в начальную школу, дело в том, что моя дочь Валерия в этом году пошла в первый класс, очень важное и торжественное время в ее жизни», – рассказывает Гамат Гасанов.

До начала первого урока ему нужно провести классный час и решить все организационные вопросы – а их накопилось не мало.  Дети делятся впечатлениями от прошедшего недавно «всерорса» (городского этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.) и жалуются на тройки в журнале – нужно разобраться, нужно и узнать, как прошел день учителя – «7 А» как обычно, блестяще справились с поставленной задачей.

Учеников, чьим классным руководителем является Гамат Гасанов просто распирает энтузиазм, они сами заявляют о своем желании учувствовать в конкурсе «Танцуй пока молодой». «Видимо, решили взять реванш после того, как заняли в прошлом году третье место», – замечает он.  Но этот класс особый — в нём сложилась тёплая дружеская атмосфера, у них есть своё название «Остров везения» и даже свой собственный гимн. И как победителям конкурса «Лучший класс года – 2017» им подарили билеты в кино. Школьники уже выбрали фильм и ждут c нетерпеньем конца четверти, когда уже с чистой совестью можно будет немного отвлечься от учебы и сходит в кинотеатр.

 

8:35 В кабинет приходит 8 «Г» класс.  На столе «из ниоткуда» появилась стопка тетрадей на проверку, но радует, что она соседствует с открытками и презентами: Гамат Гасанов отмечал свой профессиональный не в городе, а в «командировке» на всероссийском этапе конкурса «Учитель года» – и теперь принимает поздравления от учеников и коллег, все они очень рады его возвращению.

Как ученик достает дневник, учебник, пенал и тетрадь, так же и учителю нужно подготовиться к уроку – и это не только «внешняя» готовность — книжка или мел в руке, вовремя включенная презентация, нет: «Утром нужно мысли привести в порядок, освежить предстоящие темы в голове – к детям никогда нельзя идти неподготовленным, это непрофессионально и по-человечески некрасиво.», – считает Гамат Гасанов.

Сегодня тема звучит так: «Географическое положение России». Естественно всё внимание сосредоточено на картах.  А между ними, на стене весит герб нашей страны, области и города – соответственно. На вопросы, связанные с их толкованием – класс отвечает без труда, за тем лишь исключением, что восьмиклассников слегка озадачил верблюд – они не сразу догадались, что это символ торговли. Одна из выдвинутых версий оказалась не по годам взрослой и вместе с тем забавной: «видимо, потому, что мы здесь все горбатимся как верблюды».

На уроке всегда есть место смеху – и случайному, и не очень —  к месту будет и анекдот. Главное, что детям интересен урок и они не торопятся на перемену – после звонка остаются и уточняют домашнее здание.

9:20 Начался второй урок – 9 «А» класс. Приступили к теме «Административно-территориальное деление России». Громоздкое название на доске трансформируется в более понятное для школьников «районирование». Освоить этот материал, не связывая его с обществознанием и историей – невозможно.  Нужно успеть обсудить новости и доступно рассказать о том, что представляют из себя экономические районы. К тому же нужна масса дополнительных фактов. Так, чтобы объяснить почему Севастополь – город федерального значения, учитель привлек свои культурологические знания и привел в пример картину А.А. Дейнеки, – чем образнее и нагляднее подача, тем быстрее «включается» в работу «камчатка» – куда же без неё.  Здесь традиционно своя жизнь: кто-то списывает домашнее задание по физике, кто-то наводит красоту и обсуждает что-то ну уж очень секретное и важное….

10:00 Перемена. Я пытаюсь понять: учитель географии – кто он?  Путешественник, который знакомит детей с миром и культурой или же теоретик, рассказывающий о демографических законах, экономике и геополитике?  «И тот и другой в силу того, что география – комплексная наука, охватывающая все на этой планете, начиная от своей улицы и заканчивая глобальной геополитикой.

Разумеется, география – не кабинетный предмет, мои учащиеся всегда пребывают под большим впечатлением от экскурсий, походов и просто занятий на улице. Как правило, мы стараемся подобные занятия проводить осенью, пока тепло, и, знаете, они до весны могут помнить о том, как определяли азимут или ориентировались на местности, и в апреле снова просят выйти на улицу.

Но ребенку нужно помочь сформировать представление о его месте в целостной картине мира, который, выражаясь географическим языком, имеет следующие уровни территориального деления: населенный пункт, регион, страна, мир, и, здесь, как Вы понимаете, не обойтись без изучения теоретического материала, которому, непременно нужно находить практическое применение в жизни, иначе какой смысл изучать эту науку?», – делиться своими мыслями учитель.

10:15 Снова урок.  Но на этот раз 9 «Б». Дети очень скучали и в первую очередь интересуются тем, как прошла поездка на конкурс. Внимательно выслушав рассказ, ребята приступают к учебе: зарисовывают схемы, старательно отвечают на вопросы, а главное сами не стесняются их задавать. После урока точно понимаешь, почему Гамат Рамизович сказал, что этот класс нужно было брать с собой – невероятно сообразительные и любознательные ребята.  На столе появляется ещё одна стопка тетрадей.

11:05 9«Д» — класс преимущественно мужской и ждешь от него проблем с дисциплиной, но нет, всё хорошо. Тема не меняется — «Районирование». Опорный, обещающий конспект на доске и традиционный устный опрос, выполнение заданий по учебнику…

12:20 На очереди «9 В». Та же тема. Но здесь важно равномерно распределить внимание. В этом классе, впрочем, как и в любом другом – есть дети, которые обязательно попытаются «перетянуть» его на себя. Но надо быть услышанным всем классом. «Не надо быть строгим учителем, нужно быть первым среди равных», – добавляет Гамат Гасанов.

12:45 Другой класс и другая тема. У 7-го «Б» сегодня заключительный обзор изученного раздела «Атмосфера – мастерская климата». Многое нужно повторить —  и погоду, и пояса освещенности, но какая тут воздушная оболочка земли, когда в кабинете атмосфера к учебе никак не располагает: на улице солнечно и уже отучившиеся дети играют под окнами школы, их радостные крики порядком отвлекают. Между последними партами летают записки.  Кто-то громко над чем-то смеется, и никто не понимает над чем. Словом, урок рискует быть сорванным. И это практически случается – спасает коллективная дыхательная гимнастика и то, что урок был продлен на перемену.

13:40 6 «А». Последний урок в первой смене на сегодня.  На столе уже три стопки тетрадей на проверку. Бывает и больше в период контрольных, да и её и атласы можно собрать… Дети рады встрече, с удовольствием вспоминают состав солнечной системы и рассуждают о продолжительности дня. Затем выходят к доске – решать примеры – география это и математика, если нужно вычислить масштаб карты. Этот класс получает творческое домашнее задание – им предстоит изобразить на двойном листочке в клеточку свой путь от дома до школы.

После – небольшое окно и ещё один урок у шестого класса во второй смене. Перед этим нужно заглянуть к своему второму классу – отметить посещаемость.  Традиционных для меня бумажных журналов, которые носили старосты, в школе давно нет – все записи ведутся в «Сетевом городе», а учителя «предметники» не тратят время на перекличку – учеников отмечает до начала уроков классный руководитель. Гамат Гасанов ведёт ещё и 6 «Г» класс помимо 7 «А», у которого сегодня утром был классный час.

На переменах дети из этого класса просто приходили для того, чтобы обнять своего учителя, поздравить и пообщаться с ним… «Им нужен не столько контроль свыше (они у меня вполне самостоятельные), сколько понимание и поддержка» — отмечает Гамат Гасанов. И даже выпускники считают своим долгом пожать учителю руку: по дороге в столовую, в школьном коридоре Гамата Гасанова «поймал» молодой человек, получивший свое неполное среднее общее образование в прошлом году и теперь он очень рад своим «пятеркам» в колледже и очень благодарен учителю географии за полученные знания в школе.

Кстати, география – второй предмет по популярности среди необязательных экзаменов ОГЭ, которые сдают все 9-классники. Совсем скоро начнутся консультации по подготовке, поэтому нужно уточнить количество детей, сдающих этот предмет… Завучи и без этого ждут в своем кабинете – нужно отчитаться о поездке, разобраться с документацией – заполнить различные бланки, листки, сделать отчеты и, конечно, заполнить сетевой журнал. А ещё в 6 «Г» потеряли кошелёк, да и «совет профилактики» на носу…  Кроме того, Гамат Гасанов – руководитель школьного методического объединения учителей химии, биологии, географии и член экспертной группы по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, что тоже прибавляет работы. Какую-то её часть придётся забрать с собой домой, а со школы уйти раньше 6-7 вечера сегодня не получится точно.

Поэтому трудно сказать, когда именно заканчивается трудовой день географа, скорее всего он плавно перетекает в ночь и тот образовательному процессу титанический труд учителя, вбирающий в себя подготовку к образовательному процессу, сами уроки, воспитательную и бумажную работу – остается в тени.

Юлия Зыкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *