«Назад в прошлое»

«Назад в прошлое»

В этом году Нобелевскую премию по литературе получил Кадзуо Исигуро – писатель японского происхождения из Туманного Альбиона.Кадзуо Исигуро переведен на более чем 30 языков мира, а три его книги успешно «вышли» на экраны. Он один из самых популярных и признанных писателей Англии, ранее удостоенный Букеровской премии. И решение Нобелевского комитета – лишь очередное признание его заслуг перед мировой литературой.

Персонажи его романов преимущественно «обращены» в прошлое. С помощью своих воспоминаний они пытаются осмыслить и осознать происходящее. Кадзуо Исигуро занимается выстраиванием отношений с прошлым. Каждый человек, как мне кажется, в своей жизни делает то же самое, и в данном случае его проза выступает в роли некого помощника – ориентира.

Кристофер Бэнкс – главный герой романа «Когда мы были сиротами» — при загадочных обстоятельствах лишается родителей и пытается их найти уже будучи взрослым во время Второй мировой войны. В центре повествования – реконструкция детства как самого светлого и гармоничного состояния человека. Кристофер стремится воссоздать подобную атмосферу и ему приходится выбирать между двумя версиями собственных воспоминаний: утешительной и трагической.

«Не отпускай меня» – книга-воспоминание, повествование ведется от лица 30-летней Кэти. В своем прошлом она пытается найти что-то, что дало бы ей надежду на возможное счастливое будущее в антиутопичной фантастической Англии, в которой буквально выращивают клонов для пересадки органов.

«Остаток дня» – образец ранней прозы Исигуро. По-настоящему английский роман о жизни дворецкого и традициях, принятых в британском обществе. В воспоминаниях героя 20-30-е годы – страна на пороге войны, а его шестидневное путешествие, в ходе которого он обращается к прошлому, происходит в 1956 году – уже после Второй Мировой. Всю свою жизнь Стивенс служил в Дарлингтон-холле, не зная никаких увлечений, не имея хобби, привязанностей, собственных воззрений, надежд и мечтаний. Он руководствовался лишь одним понятием – «достоинство», которому он пытается подобрать наиболее точное определение на протяжении всего романа. На основе этого «достоинства» (по большому счету — знание своего дела и места в обществе), строится Кодекс дворецкого, и ему Ствивенс соответствует идеально. Только вот под конец жизни выясняется, что мир устроен сложнее, нежели управление имением. Достоинство может не иметь особого смысла, культ джентльмена — использоваться нечистыми на руку людьми, а сам он – многое упустил. Например, его любовь так и осталась незамеченной.

Юлия Зыкова

Добавить комментарий