Женская глава туманного Альбиона

Женская глава туманного Альбиона

Английская литература издавна славится женскими писательницами. Джейн Остин, сестры Бронте, Джордж Элиот, Элизабет Гаскелл – имена, которые всегда на слуху у читающего человека. Мы сделали подборку книг, которые ты, возможно, не читал, но давно хотел разобраться поглубже в литературе Англии или просто ищешь ответ на вопрос «что почитать?»

Дафна дю Морье «Ребекка»

Эту книгу можно счесть представителем легкого розового романа, но она таит в себе нечто большее. История начинается с образа-архетипа Золушки – девушки, служащей компаньонкой у богатой дамы. Она отправляется с ней на Лазурный Берег и, как это принято в сказках, знакомится там с симпатичным богатым аристократом. Между ними сразу возникает романтическая связь, но без каких-либо самообманов о чистой любви: между ними все честно, и оба осознают разницу в своих положениях. Тем не менее, герои обручаются. Когда они сменяют локацию и переезжают в поместье, в книге меняется атмосфера. Некую мрачность происходящему задает тот факт, что у богатого мужа была любимая жена Ребекка, которая погибла год назад. Ребекка была неординарным человеком, и ее смерть окутана загадкой и мистикой: закрытые комнаты, ее предметы, слуги, которые ее любили. Главной героине кажется, что она является всего лишь тенью Ребекки, при этом все более странным и заметным становится тот факт, что в книге главной героине не дано имени, а название отдано уже несуществующему персонажу. Далее она узнает некоторые подробности, которые в корне меняют ситуацию.
Итак, банальный шаблон «из Золушки в принцессу» ломается в этой книге полностью, кроме того, неожиданно мистическая атмосфера делает роман крайне любопытным. К тому же, Ребекка – тот редкий женский персонаж, который представлен не образом бунтарки, как происходит, когда автор пытается противостоять образу «обычной» женщины, а сильной личностью, идущей наравне с мужчиной.

Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»

«Тринадцатая сказка» считается постмодернистским романом. Значит, тут бытуют все те же образы и, на первый взгляд, это типичный английский роман, но все же нечто необычное, раз книга стала бестселлером.

Главная героиня Маргарет Ли, девочка, воспитанная книгами, живет в книжном магазине своего отца. Маргарет не любит современных авторов, потому что они все еще живы, и, в принципе, она любит книги больше, чем людей. У Маргарет есть тайна рождения: ее сестра-близнец, погибшая в младенчестве. Вся эта история не дает ей покоя и окутана мистикой: Маргарет даже слышит голоса мертвецов.

Однажды главная героиня получает письмо от известной писательницы Виды Винтер с предложением написать ее биографию, где она впервые расскажет свою правдивую историю. Маргарет все же знакомится с книгой Виды «Тринадцать сказок о переменах и потерях» и очаровывается ей. Получается так, что книга внутри книги интересна читателю не меньше, чем героине, только вот нам прочесть ее никогда не удастся. Так как в книге не было последней – тринадцатой сказки, Маргарет с долей сомнений решается встретиться с писательницей с целью узнать продолжение. К тому же, как уже было упомянуто, у главной героини была сестра-близнец, которой она не знала, поэтому решающим доводом стало то, что Вида Винтер обещает ей историю о призраках и историю о близнецах.
Дальше текст делится на две части, каждая – в своем временном промежутке. В первой из них Маргарет Ли слушает историю Виды Винтер и проверяет факты. Во второй с иными интонациями рассказывается та самая история. Последняя тринадцатая сказка в итоге тоже будет рассказана.
Итак, чем же так интересна история? Во-первых, в ней нереально уютно. Будто ты держишь в руках ту же «Тринадцатую сказу», о которой рассказывается в книге. В ней можно чувствовать себя и внутри и снаружи: любовь к тактильным ощущениям, к литературе, к жанрам, к атмосфере книг.
В «Сказке» используются все элементы готической литературы: мрачные замки, депрессии страдающих героинь, образы злодеев, гувернантки, садовника и, конечно же, призраки. Причем в обеих частях: и в современной, и в рассказе о прошлом. Эта книга про то, как истории меняют все вокруг, когда их рассказывает кто-то, использующий эту магию правильно.

 

Ханна Ротшильд «Баронесса»

 

Последняя книга в данной подборке отходит от рамок вымысла и отсылает к реальности. Это нон-фикшн, написанный о Нике Ротшильд, которая была членом семьи знаменитой не только богатством, но и удивительной судьбой: всего за пять поколений Ротшильды поднялись из нищеты Еврейского переулка во Франкфурте к роскошной жизни британских аристократов. Из чего вытекает, что у Ники было чудесное детство, она даже могла гулять по семейной усадьбе среди коллекции экзотических животных ее дядюшки. Дальнейшая ее судьба так же была неплохой: она вышла замуж и родила детей.

Моментом, повлиявшим на ее дальнейшую жизнь, стала услышанная песня Телониуса Монка «Около полуночи», после чего главная героиня окончательно и бесповоротно влюбляется в джаз. Она бросает детей и мужа и отправилась на поиски музыканта. Многие годы она опекала и спасала нищих джазменов.

Из-за того факта, что книга была написана внучатой племянницей Ники, первая треть книги посвящена семейству Ротшильдов, но, так как у писательницы был доступ к конфиденциальной информации о героине, это все-таки делает книгу интересной: все шутки Ники, ее хриплый голос и неизменный мундштук, ее «Роллс-Ройс», перегораживавший улицы бедных кварталов, куда она приезжала на сейшены любимых музыкантов, 300 (без преувеличения) кошек, обитающих в ее нью-йоркском особняке, и прочие странности, делавшие баронессу такой особенной, кажутся здесь очень настоящими. А сама книга, как это вошло в правило в нон-фикшене, призвана вдохновлять и доказывает на примере, что деньги, на самом деле, не способны сделать человека счастливым.

Ксения Шабанова

 

Добавить комментарий