Рыночек решает

Рыночек решает

Тэтчер уважает

Что такое капитализм? Почему быть эгоистом хорошо? Зачем нужны деньги? Почему в Америке делают такие хорошие поезда? Как государство портит всё, к чему прикасается? В чём предназначение человека? На ком держится мир? И, конечно же, кто такой Джон Голт? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в нашей сегодняшней книге – magnum opus американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

Для начала поговорим об авторе. Потому что каждая книга – это, в сущности, автобиография. Так и здесь. Настоящее имя Айн Рэнд – Алиса Зиновьевна Розенбаум. Алиса родилась в России, в семье еврея-аптекаря Зиновия Розенбаум. Семья маленькой Алисочки была весьма зажиточной, благодаря чему её детство было счастливым и беззаботным. Продолжалось это, впрочем, недолго. В 1917 году к власти в России приходят большевики, которые вполне закономерно объявляют папеньку Алисы буржуа-угнетателем и паразитом. Ну и в честь этого отбирают у папеньки бизнес, лишая семью Алисы средств к существованию и того высокого уровня жизни, к которому двенадцатилетняя Алиса успела привыкнуть. Именно это печальное обстоятельство ложится в основу всего последующего жизненного пути Алисы, в особенности – её главного труда.

В 1926 году Алиса мигрирует в США, где берёт себе псевдоним Айн Рэнд и начинает заниматься литературой. Дебют её был не очень удачен: роман «Мы живые» с критикой советского коммунизма не имел успех ни у критиков, ни у читателей. Затем ей была издана небольшая повесть «Гимн», а после – роман «Источник», который и принёс Рэнд известность. В 1957 году Рэнд выпускает «Атлант расправил плечи», после чего пишет исключительно нон-фикшн и занимается популяризацией объективизма – рационально-эгоистической философии собственного сочинения.

Для начала обозначим главное и не будем тешить себя иллюзиями: «Атлант расправил плечи» – это политическая пропаганда. Но пропаганда – это ведь не что-то плохое само по себе. Пропаганда плоха тогда, когда её пишут бездарные графоманы. Никто ведь не считает бездарными работы Шолохова или Маяковского просто за то, что они пропагандируют ценности советской власти. Точно также мы не будет ругать Рэнд за то, что она занимается пропагандой идей, зеркально противоположных ценностям этой самой советской власти.

Что же там по сюжету? В центре всего два человека, две личности – промышленники Хэнк Риарден и Дагни Таггерт. Хэнк владеет рудниками и металлургическими заводами, им также был изобретён особый сплав – суперпрочный, суперлёгкий и при этом неимоверно дешёвый. Дагни вместе с братом Джеймсом является владелицей железнодорожной компании «Таггерт Трансконтинентал». Компания семьи Таггерт должна восстановить железнодорожную ветку, иначе им грозит разорение. Дагни собирается использовать для этого сплав Риардена, в то время как Джеймс предпочитает добиваться своего с помощью нечестной игры с конкурентами: сговором и лоббированием своих интересов в правительстве. Постепенно ситуация выходит из-под контроля, к власти в стране приходят социалисты, которые ввергают национальную экономику в хаос и разруху. Лишь Джон Голт может спасти положение. Хотя, подождите. Кто такой Джон Голт?

Джон Голт – это идея, что наш мир держится на усилиях талантливых, инициативных и творческих людей, которых Рэнд и называет «Атланты». Сам Джон Голт, Хэнк Риарден, Дагни Таггерт и другие выдающиеся личности в романе: художники, писатели, банкиры, предприниматели – это и есть те Атланты, на плечах которых держится весь мир. Но Атлант – это всегда эгоист. Рэнд, как до неё Штирнер и Ницше, считает эгоизм единственной верной жизненной установкой. «Жить нужно только ради себя» – этот тезис Рэнд возводит в абсолют. Альтруизм же, как учит нас Джон Голт, является ценностной установкой паразитов и нахлебников. Учат других самопожертвованию только те, кто сам хочет поиметь с чужого самопожертвования выгоду. Так поступают социалисты. Но Атланты не хотят жертвовать личной выгодой ради абстрактных общественных интересов, которые им навязывают заурядные личности, обременённые властью. И тогда Атланты «расправляют плечи», то есть просто уходят в закат, оставляя заурядностей наедине с той катастрофой, которую они же и учинили.

Эгоизм и альтруизм или индивидуализм и коллективизм – вот основной конфликт «Атланта». Индивидуалисты заботятся только о себе, но и полагаются только на себя. Они умны, креативны, сильны и самоуверенны, их воля несгибаема, они руководствуются логикой и рационализмом. Коллективисты иррациональны и заурядны, они всё так же заботятся только о себе, но они также пытаются силой и обманом заставить всех остальных заботиться не о своём благе, а о благе заурядностей. Происходит это под лозунгами социальной справедливости и заботы о бедных и угнетённых. Думаю, уже очевидно, во что этот конфликт индивидуального и коллективного выливается. В старое доброе противостояние капитализма и социализма, частного предпринимательства и государственного регулирования. Неудивительно, что книгу Рэнд считают «Библией либертарианства». По сути, объективизм – это и есть либертарианство. Хотя сама Рэнд была настроена радикально против подобных отожествлений. Впрочем, мы тут не о политике перетираем, а о книжках.

Если вас смутили отвлечённые рассуждения о философии, политике и экономике – не стоит пугаться. «Атлант» хорош своей простотой. Ничего сложно тут, на самом деле, нет. Есть предприниматели – они хорошие. Есть свободный рынок – он решает. Есть социалисты – они паразиты и сосут кровь у предпринимателей. Есть государство – оно зло, когда его функции не ограничены защитой людей. В остальном же, «Атлант» – в меру интересная, в меру пропагандистская, в меру по-детски наивная история про людей, которые не хотят мириться с несправедливым порядком в мире и бросают ему вызов.

«Атлант» – это о том, что нельзя помочь бедным, воруя у богатых. Это о том, что люди не равны между собой, и это прекрасно. Это о том, что мнимое освобождение может обернуться тиранией. Это о том, что в этом жестоком мире всего нужно добиваться своим трудом. В конце концов, это просто о том, как харизматичный альфач Хэнк Риарден покоряет красотку Дагни Таггерт.

Кому же стоит прочесть «Атланта»? Всем, кто ценит свободу и независимость. Всем, кто ставит стремление к собственному своему счастью высшей жизненной целью. Всем, кто недоволен несправедливостью в этой жизни. Не стоит читать «Атланта» разве что этатистам – тем самым паразитам и заурядностям, которые считают, что все всем всё обязаны.

Может показаться, что я идеализирую «Атланта» и философию Рэнд. Вовсе нет. «Атлант расправил плечи» – это книга во многом на уровне старых комиксов про Супермена. Капиталисты здесь превращены в этаких «сверхчеловеков», во всём идеальных и никогда не ошибающихся. Социалисты же представлены как абсолютное зло, им не хватает только рожек и копыт, чтобы выглядеть совсем уж аутентично. Здесь полно неудачных диалогов и откровенно провальных авторских решений. Но эта книга многое значит, особенно для того времени, когда она была написана.

Сложно переоценить значение «Атланта», как, впрочем, и недооценить. Прочесть книгу, безусловно, стоит. И для этого не нужно иметь каких-то особых познаний в философии или экономике. Читать «Атланта» можно как простую антиутопию про бунт свободомыслящих людей против деспотичной власти. Книга длинная, но написана предельно простым языком. Идеальный вариант как для долгого и вдумчивого чтения, так и для простого коротания времени в перерывах между более важными делами.

Константин Морозов

Добавить комментарий