Защитите детей от рождения

Защитите детей от рождения

1 июня – отличный день. Школьники радуются началу каникул, люди работящие – пятнице и началу выходных, все остальные – просто приходу лета. На улице хорошая погодка, светит солнышко. Все вокруг радостные и улыбчивые. Идеальный день для того, чтобы отметить какой-нибудь праздник. И такой праздник, разумеется, существует – Международный день защиты детей. Но пусть летнее солнце и радостные лица вас не обманывают. 1 июня – грустный праздник. Защита детей – это не просто ещё один повод с улыбкой на лице выползти на улицу и принять участие в одном из увлекательных мероприятий, которые 1 июня обычно проводят на каждом углу. Защита детей – это сложная миссия, которую мы принимаем на себя, сознавая одну простую горькую истину: жизнь детей невыносима.

Ребёнок слаб и наивен. Не по своей вине, конечно, таким уж он родился. Дети не имеют никаких способностей к самостоятельному выживанию, они целиком и полностью зависят от своих родителей. Но чаще всего, и это прискорбно, именно родители являются главными врагами своих детей. Именно родители чаще всего убивают, калечат, унижают и иначе мучают своих детишек. Причём речь тут даже не о маргиналах и конченых садистах, с превращением жизни своих детей в ад удачно справляются и вполне себе добропорядочные и духовно развитые люди. Одно лишь радует – дети не ведают того, какой печальный удел приготовила им судьба. Большинство вспоминает о своём детстве с радостью, независимо от того, каким ужасам их успели подвергнуть любящие и заботливые родители. Но есть ли решение, которое поможет сделать наш мир лучше и облегчить страдания ни в чём не повинных малышей? Есть, это решение – антинатализм.

Антинатализм – это этическая позиция, признающая деторождение в лучшем случае крайне сомнительной и неоднозначной затеей. В худшем случае антинаталисты признают деторождение отвратительным предприятием по увеличению числа страданий в мире, а всех родителей они считают аморальным и эгоистичными негодяями. Лучший способ уберечь своих детей от нежелательных мучений – не рожать детей вовсе, считают антинаталисты.

Антинатализм тесно переплетается с пессимизмом – философской позицией о том, что вся человеческая жизнь неизбежно сводится к испытыванию неприятных негативных ощущений. Основные идеи антинатализма были заложены именно философами-пессимистами, которые, к слову, вовсе никакие не маргиналы и аутсайдеры, а вполне себе именитые титаны мысли и слова. Как правило, главными идеологами антинатальной этики принято считать Артура Шопенгауэра, Питера Цапффе и Дэвида Бенатара.

«Даже монета тщательно рассматривается, прежде чем отдать её нищему, а ребёнок вбрасывается в космическую жестокость без колебаний» – писал Цапффе о своём понимании деторождения.

Аргументация антинаталистов строится на следующих тезисах:

  • Наличие страданий – зло
  •  Наличие удовольствий – благо
  •  Отсутствие страданий – благо, даже если нет живого человека, его испытывающего
  •  Отсутствие удовольствий – не зло, если нет живого человека, его испытывающего

Из этого следует, что, рожая ребёнка, родители неизбежно обрекают его на страдания. Это первое зло. Они также не могут гарантировать ему удовольствия в этой жизни. Это второе зло. Но, если гипотетические родители воздерживаются от рождения нового человека, они избавляют его от негативных ощущений. Это первое благо. И в то же время, родители не лишают нерождённого ребёнка удовольствий, потому что он не имеет в них потребности. Это второе благо. На основании этого всего антинаталисты делают неутешительный для многих вывод – лучше никогда не рожать детей.

Антинаталистов часто и весьма ошибочно путают с чайлдхейтерами, чайлдфри и неомальтузианцами. Первые – это просто весьма впечатлительные личности, испытывающие патологическую неприязнь к детям. Вторые – это рациональные эгоисты, которые отказываются от детей исключительно из соображений о собственной выгоде и удобстве. Третьи – это те, кто считают отказ от деторождения средством борьбы против перенаселения. Все они исходят исключительно из собственных интересов, в то время как антинаталисты настаивают на том, что отказываться от рождения детей нужно в интересах самих нерождённых детей. Тем не менее, многие антинаталисты разделяют также и аргументы чайлдфри или неомальтузианцев, видя в этом компромисс интересов родителя (не рожать) и ребёнка (не рождаться).

Также антинаталистам приписывают идею, что наилучшим исходом для человечества будет его добровольное вымирание. Это тоже не совсем верно. Подобное убеждение называется «негативный утилитаризм», и некоторые антинаталисты, вроде Питера Цапффе, действительно придерживались подобных взглядов. Но среди сторонников антинатальной этики также много и трансгуманистов, которые придерживаются более оптимистичных взглядов, что полный отказ всего человечества от деторождения станет возможным тогда, когда учёные-имморталисты изобретут-таки столь желанную всеми нами пилюлю бессмертия. Однако большинство антинаталистов далеки от обоих этих сценариев из-за их утопичности.

Людям, отказавшимся от деторождения по этическим убеждениям, гораздо важнее более приземлённые задачи – популяризация антинатализма среди людей. Но не нужно считать, что антинаталисты не понимают того, что средний обыватель от антинатальных идей и аргументов, если не придёт в ужас, то, как минимум, покрутит пальцем у виска. Антинаталистам не нужны обыватели, им нужны люди, способные к полемике. Потому что полемика есть свидетельство того, что идеи антинатализма вызывают в людях эмоциональный отклик. Какой этот эмоциональный отклик – уже не важно. Если людям не безразличен вопрос об аморальности деторождения – вопрос должен быть задан.

Так чего же этим добиваются антинаталисты? Всеобщего отказа от рождения детей? Вовсе нет. Они добиваются изменения человеческого отношения к процессу деторождения. Сегодня рождение ребёнка считается если не нравственным долгом каждого физически способного на это человека, то, по меньшей мере, поступком, заслуживающим всеобщего одобрения и ставящим такого человека в привилегированное положение. Так быть не должно. Люди должны осознавать, что есть альтернативное мнение – многие твёрдо убеждены в том, что рождение есть вред.

Изменение консенсуса в вопросе об антинатальной и пронатальной этики должно сместить акцент на индивидуальный выбор каждого отдельного взятого человека. Нельзя принуждать человека рожать детей ни разговорами в духе «часики-то тикают», ни государственной политикой в сфере поощрения деторождения. Государственная политика пронатализма – это вообще отдельная тема, поддерживать которую не стоит, даже если вы считаете рождение детей величайшим счастьем на планете. Государство насильственным путём отбирает ваши же деньги, чтобы отдать их безответственным людям, наивно верящим в то, что материальной поддержки от государства достаточно, чтобы обеспечить своему чаду достойную жизнь и счастливое детство. В итоге вы лишаетесь денег, а рождённый ребёнок вынужден прожить не самую сладкую жизнь в семье, которая, в

противном случае, никогда бы и не подумала родить ребёнка в условиях такой катастрофической нехватки жизненных ресурсов. Лишь государству хорошо, потому что когда этот ребёнок вырастет, он также будет платить налоги, его можно будет призвать в армию и так далее.

Если рожать или не рожать – это выбор отдельных людей, а не общества или государства, то встаёт вопрос о доступности контрацепции и абортов, а также просвещении населения об этих весьма важных и полезных вещах. Для антинаталистов всё предельно очевидно: аборт – это законное право любой женщины распоряжаться своим телом, а контрацепция – это единственный эффективный способ снизить количество не только абортов, но и всяких там СПИДов, сифилисов и гонореей. Пронатальная же политика государства устроена таким образом, что даже если аборты и контрацепция доступны, то эффективного просвещения в этой сфере нет абсолютно. Вместо него девушкам, записавшимся на аборт, предлагают сначала спросить разрешения у психиатра и православного священника. Ей-Богу, как будто чтобы вырвать больной зуб, нужно проходить все эти комиссии со священниками и акушерками-пролайферами.

Постой, с чего мы начали? Со Дня защиты детей. Защита детей – это очень здоровская вещь, но разве ты никогда не задумывался сам о том, что лучший способ защитить ребёнка от всех бед этого мира – это абортировать его на раннем сроке беременности? А может, ещё лучше было бы не экономить на пачке презервативов или противозачаточных? Конечно, это не популярное мнение, но очень полезное, потому что именно антинаталисты взвалили на свои хрупкие плечи непосильную ношу – поддерживать равновесие между сторонниками и противниками рождения детей в нашем неспокойном мире господствующего пронатализма. Получается ли у них? Не очень, учитывая всё то же господство пронатализма в головах людей и министерских кабинетах. Поэтому именно ты должен помочь им в их нелёгкой миссии. Становиться антинаталистом для этого не надо, достаточно будет просто уяснить хотя бы лично для себя одну простую истину: дети никогда и никого не просили, чтобы их рожали. Если уж ты сам решил привести в эту вселенную ещё одно способное к ощущению боли мыслящее существо, то позаботься о том, чтобы этому существу было тут максимально комфортно. Ребёнок – это цель, а не средство. И ещё – не надо лезть в чужие репродуктивные права и решать, кто «эгоист», а кто «детоненавистник». Тебе за это спасибо не скажут.

Константин Морозов

Добавить комментарий