Бросаемся в виртуальное обучение с головой

Бросаемся в виртуальное обучение с головой

Пока что в полной мере искусственная реальность может взаимодействовать лишь с нашим зрением,слухом и осязанием. Но даже этого достаточно,чтобы открыть для нас двери в будущее, которое рисовали сотни лет назад наши предки. Мы можем погружаться в любимые фильмы, сериалы, делать покупки, не выходя из дома, проектировать дизайн квартир и обучаться на совершенно новом уровне.

Мы подготовили следующий чек-лист. Что нужно, чтобы обучаться в виртуальной реальности уже сегодня:
1) желание;
2) шлем виртуальной реальности;
3) определенное программное обеспечение;
4) учебное заведение, которое будет практиковать
обучение в виртуальной реальности;
5) наставник (желательно преподаватель).

Сейчас мы находимся на пороге открытий к совершенно новым, невиданным до этого открытиям, и ключевым из них является VR. Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы вас обучали лучшие преподаватели со всего света? И чтобы им можно было задавать бесконечное множество вопросов? Теперь это вполне может стать реальностью. Но нельзя забывать, что у обучения в виртуальной реальности были предпосылки. Например, дистанционное обучение, которое активно практикуется даже в самых маленьких городах России. Специально для тех, кто с этим явлением не знаком или знаком, но плохо — мы попросили рассказать о тонкостях обучения на дому человека, который об этом знает не понаслышке.

Евгения Заворуева, обучается дистанционно в двух вузах:

— Обучение происходит на определенном сайте, личное присутствие нужно только на защите дипломной работы. Всё остальное уже зависит от вуза. Например, в одном мне просто выдаются лекции и тесты (обычно 2-3, в зависимости от преподавателя). В другом вузе всё немного сложнее: сдача ведётся в 4 этапа. Первый этап — это лекции (20-30), после которых нужно решить тесты. Когда преподаватель проверит тесты и выставит балл, ты переходишь ко второму этапу — онлайн-семинару (вебинару). После прохождения этого онлайн-семинара нужно написать отзыв и отправить его преподавателю. В том случае, если на онлайн-семинаре выдавались определенные задания, то перед отправкой отзыва их нужно обязательно решить. У всего есть свои плюсы. Очное — это прямое общение с преподавателем, больше возможностей изучить материал, студенческая жизнь. Дистанционное — это, в первую очередь, возможность совмещать обучение и работу, больше времени развиваться вне вуза. С одной стороны, если преподаватель ведёт пары интересно, рассказывает что-то от себя, то это, конечно, лучше, чем читать самому лекции. А если он сам читает лекции, как робот, то тут уж и разницы никакой в запоминании. Когда мне говорят, что на дистанционном обучении меньше получаешь знаний, то я смеюсь в ответ. Всё от студента зависит. Можно очень многое узнать на дистанционном обучении и выйти квалифицированным специалистом. А можно и на очном сидеть, ничего не делать и ничего не узнать. Так что заменить вполне можно. Как минимум, «дистанционка» — это хороший способ получить второе образование.

Главным преимуществом виртуального обучения является выбор лектора. Не стоит забывать про наличие искусственного интеллекта и возможность обратной связи. Подобного эффекта никогда не достигнуть видеозаписям, ибо в записях лекций/вебинаров/воркшопов показывают уже завершённое действие. Ничего уже нельзя изменить. А вот в виртуальной реальности можно. Когда-нибудь мы даже сможем прикоснуться к преподавателю, но пока нам остаётся довольствоваться лишь подобием. Когда ты студент — хороший наставник (часто им становится преподаватель) очень важен для тебя. Он либо поможет тебе взлететь, либо отнимет желание продолжать жить. Во втором же случае на помощь приходят друзья и помогают отвлечься. Да и вообще, у студенческой жизни есть множество преимуществ.

Но может ли виртуальная реальность заменить общение со своими сверстниками? Теоретически — может, но это будут не настоящие люди, а просто говорящие головы (голограммы), которые очень надоедают, когда их становится слишком много в твоей жизни. Поэтому, как бы хорошо искусственный интеллект не рассказывал лекцию, у человека всегда будет потребность послушать живого собеседника. Даже если тот глотает буквы, картавит или слишком явно жестикулирует.

Может сложиться мнение, что это своеобразная игра — у тебя появляется квест, ты его проходишь, получаешь новый уровень. Если имеющуюся систему обучения перенести в рамки виртуальной реальности, то ничего не изменится. Конечно, не получится делать несколько дел одновременно, но зато в обучении будет максимально продуктивно задействовано три органа чувств, о которых мы говорили в начале данной статьи. Только вот непонятно как делать записи в тетради, находясь при этом в шлеме виртуальной реальности.

На западе давно уже создаются центры по визуализации проектов. Такие центры чаще всего находятся в вузах, и разрабатывать виртуальные модели своих проектов там могут любые подразделения. Также, помимо того, что они являются инструментом исследователей, они становятся наглядными пособиями в образовательном процессе.

18 сентября мы посетили Магнитогорскую научно-практическую конференцию, а если быть точнее, то выступление Рудаковой Т.В. и Панкиной Е.Н. «Приём визуализации как средство популяризации региональной литературы в web-квестах». После выступления нами был задан следующий вопрос: «Есть ли у вас опасение, что обучение в рамках виртуальной реальности заменит обучение с настоящим живым преподавателем?» На который нами ответила Елена Николаевна, и чей ответ мы приведём ниже.

Елена Панкина, учитель русского языка:
— Опасения были, когда меня попросили заняться визуализацией. Когда я разговариваю с детьми о художественном тексте как филолог, я хочу услышать о слове. А в итоге я получает ответ, что они смотрели фильм. Из-за этого слово «визуализация» у меня получило отрицательный оттенок. Но сейчас я понимаю, что это просто инструмент для нового поколения, пока учитель выступает как куратор. Если ребят не мотивировать, то они не будут самостоятельно заниматься.

Яд делает доза. Есть более привлекательный способ использования виртуальной реальности. Например, когда эти технологии применяются в обучении вождению, и где надо максимально включить в процесс человека. То есть всё остаётся так, как остаётся, но шлем виртуальной реальности и приходящие вместе с ним преимущества становятся лишь ещё одним инструментом, а не заменой всему старому. Но даже тут есть опасения, что людям будет лень контактировать с другими людьми, из-за чего виртуальная реальность станет основной в их жизни.

Если вспомнить фильм «Первому игроку приготовиться», то можно обратить внимание на то, что персонажи этой вселенной играют в игры, а не обучаются (!). Еще никто не отменял человеческую лень, которая может достигать невероятных масштабов. Утюг, стиральная машинка, трактор и многое другое – всё это продукт человеческого ума, владельцу которого было лень делать что-то одно огромное количество времени (например, пахать землю собственными руками). Если виртуальная реальность и захватит умы людей, то только в форме игры, которая никак не будет связана с учебой. Или нет?

Кирилл Хабиров

Добавить комментарий