Приключения никогда не закончатся

Приключения никогда не закончатся

Как наркотический трип бородатого гика стал самым умным детским шоу на ТВ

3 сентября – прощания пора. Состоялась премьера финальной 40-минутной серии мультсериала «Время приключений» на Cartoon Network. 8 лет, 10 сезонов, 278 серий. Ушла целая эпоха. «Время приключений» – это не просто ещё один детский мультсериал, за который можно усадить своего младшего брата или племянника, чтобы он перестал вас донимать. «Время приключений» – это целый культурный феномен, изменивший сам подход к детской мультипликации и задавший тренд на создание глубоких и многомерных сериалов, которые одинаково нравятся как детям, так и взрослым.
Отцом мультсериала стал Пендлтон Уорд – выпускник Калифорнийского института искусств, где он познакомился с Дж. Дж. Куинтелом («Обычный мультик») и Алексом Хиршем («Гравити Фоллз»). Впоследствии, прежде чем каждый из них занялся своим собственным проектом, они успели вместе поработать над популярным некогда шоу «Удивительные злоключения Флэпджека». Идея фэнтезийного мультсериала под названием «Время приключений» родилась у Уорда ещё в 2006 году, и изначально он предложил эту задумку каналу Nickelodeon, где ему отказали. Лишь спустя некоторое время проект получил гринлайт на Cartoon Network, а стартовало шоу 5 апреля 2010 года.
С самого начала показа никто и не мог подумать о том, что «Время приключений» – это нечто большее, чем просто обыкновенный мультфильм про ищущего приключения 12-летнего мальчика Финна и его волшебного бульдога Джейка. Хотя обыкновенным «Время приключений» уже и тогда мало кто назвал бы, ведь мультсериал с самого начала выделяется своей необыкновенной стилистикой и сказочным сюрреализмом. «Время приключений» – это очень странное шоу, но странное в хорошем смысле. Те, кого так называемая «упоротость» не отпугнула ещё на первой серии, в которой Финн и Джейк спасали Конфетное королевство от нашествия конфетных зомби, могли заметить, что во всём происходящем на экране есть своя логика, которая более всего понятна и очевидна детям. Это чистый полёт фантазии, такой, к которому способны лишь дети, чьё мозги ещё не засорились унылыми условностями из мира взрослых.
Однако первое впечатление обманчиво. Если поначалу «Время приключений» и казалось просто «упоротым» (да проклянет судьба того человека, который придумал этот убогий ярлык) детским шоу, то по мере роста его популярности всё более очевидной становилась мысль: «Время приключений» намного глубже, чем кажется. И, действительно, в нём было нечто такое, что выдавало в этом сериале продукт, рассчитанный отнюдь не на детскую аудиторию, а точнее – не только на неё. Апофеозом этого стало появлением в сериале его основного антагониста и главного достоинства– Лича. Каждая серия с его участием – это прямо-таки произведение искусства, идеальный баланс между двумя полюсами аудитории сериала – детьми и взрослыми. С тех самых пор уже никто не смел и сомневаться, что «Время приключений» нашло золотую середину между детским мультиком про приключения в фэнтезийном мире, сюрреалистичной комедией абсурда, жуткой историей про постапокалипсис, трогательной драмой о человеческих взаимоотношениях и глубокой философской притчей о смысле жизни.
Наверно, для пущей наглядности стоит рассказать немного о сюжете. Главными героями мультсериала являются 12-летний мальчик Финн, который, в отличие от других аналогичных шоу, с каждым сезоном вырастает, и его сводный брат – говорящий бульдог Джейк, который умеет изменять форму своего тела. Финн и Джейк живут в домике на дереве на Землях Ууу – крупном континенте, где происходит большая часть событий сериала. Финн и Джейк – герои и искатели приключений, которые помогают всем нуждающимся по Землям Ууу. Финн влюблён в Принцессу Бубльгум – правительницу Конфетного королевства, которое является крупнейшим государством на континенте. Принцесса Бубльгум, как и другие принцессы Земель Ууу, часто становится жертвой похищений Снежного Короля – одержимого манией женитьбы на принцессе безумного волшебника, который на первый взгляд кажется главным антагонистом шоу. Такова основная фабула сериала на момент его начала, но постепенно проясняются некоторые детали, которые делают эту общую картину менее сказочной.
На самом деле, Земли Ууу – это планета Земля спустя пару тысяч лет после ядерной войны, истребившей практически всю жизнь на планете. Финн – это последний оставшийся в живых человек, в то время как другие жители Ууу в большинстве своём являются мутантами, порождёнными взрывом мутагенной бомбы – самой разрушительной силы, когда-либо созданной руками людей. Взрыв бомбы также породил и чудовищное некротическое существо, одержимое манией массовых убийств и уничтожения всего живого во всех существующих вселенных – Лича. Лич воплощает собой первобытный хаос и чистое разрушение, и именно ему в этом сказочном мире досталась роль главного вселенского зла, в то время как безумный на первый взгляд Снежный Король оказывается, в общем-то, неплохим парнем и постепенно становится одним из самых значимых положительных героев, пару раз даже спасая мир от того же Лича.
Идея превратить Земли Ууу в мир после ядерного армагеддона, впрочем, появилась далеко не сразу. Изначально Уорд задумывал «Время приключений» как чистое фэнтези без капли постапокалиптики. Раскиданные по задникам неразорвавшиеся ядерные ракеты и опустошённые города довоенных времён сначала служили всего лишь шуточной пасхалкой, но со временем Грибная война (так называют ядерную войну персонажи самого сериала) стала важнейшей частью сеттинга, определившей весь тон повествования.
Важно отметить при этом, что вся информация о ядерной войне не подаётся зрителю напрямую. Она тонким слоем размазана по всему сериалу в виде флешбэков, туманных рассказов, тончайших намёков и визуальных образов. Это превращает просмотр сериала в своеобразную сборку пазла, часть деталей которого потеряна, отчего пустые места придётся заполнять самому, используя свою фантазию.
Но ядерная война, параллельные вселенные, космические боги, магическая метафизика – это отнюдь на самая впечатляющая глубина «Времени приключений». Умнейшим шоу на ТВ этот сериал стал благодаря, как бы претенциозно это ни звучало, своей философии. А тут-то создатели действительно потрудились на славу. Не используя никаких громких имён и не прибегая к заумным терминам из пыльных книжек, «Время приключений» учит своих зрителей от мала до велика огромному спектру философских концепций, костяком которых становится, кто бы вообще мог ожидать этого от мультика на Cartoon Network, ницшеанская идея amor fati. На моей памяти кроме «Времени приключений» завернуть эту концепцию в телевизионное шоу осмеливались только авторы «Настоящего детектива», а это о чём-то да говорит.
Мысль amor fati, то есть принятие своей жизни во всех аспектах, включая страдания, укоренена во всём сериале настолько, насколько это физически возможно реализовать. Сценарий, визуальный язык, настрой, балансирующий между меланхолией и опьяняющим весельем, даже превосходящая любые ожидания заключительная песня «Come Along with Me» – всё служит во имя одной идеи, которая никогда не озвучивается вслух, но интуитивно понятна как взрослым, так и детям. И в этом кроется самое главное достоинство «Времени приключений» – уважение к своим зрителям.
Это может быть большим открытием для многих, но дети не глупы. В них также сокрыт большой интеллектуальный потенциал, раскрыть который они могут лишь в том случае, если относиться к ним с должным уважением и не учить их, а помогать учиться самостоятельно. Это то, что делает «Время приключений», когда подталкивает детей к тому, чтобы интерпретировать сюжет, используя свою фантазию, вместо того, чтобы последовать примеру прочих детских шоу и запихивать маленьким зрителям в рот десять раз пережёванную историю.
Уважением к детской аудитории авторы «Времени приключений» и завоевали любовь аудитории взрослой. Любое успешное шоу «для всех возрастов» – это такое шоу, авторы которого не проводят никакой грани там, где их шоу работает на зрителей помладше, а где их фокус сосредоточен на привлечении внимания двадцатилетних бородатых гиков. Если мультсериал делают умные люди, то даже самый опытный кинокритик не сможет понять, для какой возрастной аудитории предназначался каждый отдельно взятый момент и аспект сериала. В этом и кроется отличие действительно «взрослых» детских мультсериалов от тех, которые только притворяются таковыми.
Детские шоу, которые в то же время нравятся и взрослым, – это не изобретение Пендлтона Уорда и его команды. Ещё в девяностые годы Warner Bros. Animation подарили нам сериал «Бэтмен», который благодаря своему мрачному тону и проскальзывающим «недетским» сюжетам стал одним из первых телешоу, за которыми закрепился ярлык «подходит для всех возрастов». Уже в нулевые Cartoon Network подарили нам работы Геннадия (или скорее Дженнди) Тартаковского, а Nickelodeon – «Аватара». Однако именно «Время приключений» сделал «умные» детские шоу трендом. Кроме того, именно выходцами из команды «Времени приключений» являются авторы многих других успешных «умных» мультсериалов, ярчайшими из которых являются «Вселенная Стивена» и «По ту сторону изгороди».
Но теперь эпоха «Времени приключений» подошла к концу. Это немного грустно, но это должно было случиться. Последний сезон был самым спорным, поскольку резко сменился тон сериала – вместо приключений упор начал делаться на драме и отношениях. Лично мне подобные изменения пришлись даже по душе, всё-таки любой, в особенности такой долгоиграющий, проект должен меняться и развиваться, чтобы не скатиться в скучную и вечно повторяющуюся самопародию. «Времени приключений» удалось этого избежать, но не всем пришлось по душе то, каким образом это было сделано. А создатели всё же устали от своего творения, и потому его завершение было правильным решением.
Сериалу удалось завершиться на прекрасной ноте. Последняя 40-минутная серия превзошла все мои ожидания, попав в самое сердце моего внутреннего ребёнка. Разве что всеобщего ликования в духе «они это сделали» по поводу одновременно неожиданного и самого предсказуемого поворота с лесбийским поцелуем я не понимаю. Всё-таки современный мейнстрим очень далеко ушёл от пресловутых христианских ценностей, а дорожку для ЛГБТ+ в детские телешоу уже давно протоптала «Вселенная Стивена». Не обошлось и без сливов некоторых сюжетных линий – бездарно до омерзения был выброшен на свалку истории Лич, жемчужина сериала.
Однако, в целом, шоу удалось сохранять высокую планку качества до самого финала. Концовка, одновременно грустная и жизнеутверждающая, идеально подводит черту этой прекрасной истории становления обычного парнишки Финна. Я рад за детей, которым довелось взрослеть вместе с ним.
Прощаться с «Временем приключений» – это как прощаться с дорогим другом, с которым вас связывают множество приятных воспоминаний. Мне будет не хватать его, но как пел БиМО: «Мы случимся опять и опять, потому что прошлого нельзя у нас отнять». Ну а приключения никогда не закончатся.

Константин Морозов

Добавить комментарий