Веский повод для улыбки

На момент написания этой заметки фильму «Мстители: Финал» не хватает всего 100 миллионов долларов, чтобы обогнать «Аватар» Джеймса Кэмерона и стать самым кассовым фильмом в истории человечества. Тем примечательнее, что не прошло и месяца с премьеры, в то время как «Аватар» шёл к своему рекорду в несколько заходов. Фильм прокатывали по кинотеатрам не менее трёх раз, и значительная часть кассовых сборов досталась синим человечкам далеко не в первый месяц после первого показа.

Четвёртые же «Мстители» — это что-то беспрецедентное. Это, возможно, самое грандиозное событие в истории мирового кинематографа не только в XXI веке, но и вообще. И дело далеко не в ажиотаже вокруг картины и небывалом доселе её коммерческом успехе. Дело тут в том, что финальная часть «Мстителей» задрала такую высокую планку качества для развлекательного кино, которую теперь ещё несколько лет, а то и десятков лет, не смогут побить ни сами Marvel, ни их многочисленные конкуренты. Но в то же самое время «Мстители: Финал» — это также и самое большое разочарование года. Но как же так вышло?

Их успех — сама неотвратимость

Феноменальный триумф «Мстителей» на кинематографическом олимпе был предрешён ещё в прошлом году, когда вышла предыдущая часть франшизы под заглавием «Война Бесконечности». И сколько бы хвалебных эпитетов не возможно было бы подобрать к «Финалу», именно «Война Бесконечности» является действительно главным кинособытием. Оригинальное название «Финала» на английском — «Endgame», что на русский правильно перевести как «Конец игры» или, что будет корректнее, «Эндшпиль». Для тех, кто не шибко разбирается в шахматах, эндшпиль — это что-то вроде финального раунда (именно так эндшпиль обозначает Доктор Стрэндж в русском дубляже) в шахматной партии, когда большинство фигур обеих команд уже разменяно, и близится мат. Так и здесь: при всей своей грандиозности «Мстители: Финал» — это всего лишь завершающий акт действительно лучшего фильма последнего десятилетия, которым и является «Война Бесконечности» 2018 года.

Сложно найти такой аспект, в котором «Война Бесконечности» бы не была абсолютной победой. Грандиозности этого зрелища позавидуют даже старые американские пеплумы. Именно эта лента показала во всей красе все многолетние достижения студии Marvel, удачно скрестив воедино все накопленные ими за 10 лет сюжетные линии таких разношёрстных персонажей. Именно она в полной мере показала нам насколько масштабной, но и в то же время узкой может быть вселенная Marvel, где при всём многообразии фракций и персонажей со своими собственными целями и интересами находится причина собраться вместе для самого эпичного заруба, когда-либо придуманного киноделами. И тем великолепнее, что побудителем этого заруба стал не очередной бог-трикстер с эдиповым комплексом или робот-истеричка с (кхм-кхм) опять-таки эдиповым комплексом, а злодей поистине вселенского масштаба — Танос.

Таноса можно назвать главной жемчужиной «Войны Бесконечности», а сам фильм — его персональной минуткой славы. И дело даже не в его триумфальном щелчке, который стал первым по-настоящему крупным поражением не только конкретно Мстителей, но и вообще положительных героев в кинематографе за всю его историю. В действительности, арка Таноса в «Войне Бесконечности» заканчивается не победой, а поражением, пусть и на дно вместе с собой Безумный Титан утягивает половину вселенной, оставив вторую половину со столь же горьким чувством проигрыша, что был испытан самим фиолетовым.

Но успех Таноса как злодея в другом. Танос — это первый злодей в полнометражном кино (в тех же японских мультиках такие встречаются нередко), который удостоился чести стал главным нарративным центром собственного фильма. Ещё раз: Танос в «Войне Бесконечности» — это не протагонист, а антагонист, но именно он стоит в центре сюжета и определяет вектор его развития. Кроме того, это просто хорошо прописанный персонаж со своим собственным моральным конфликтом.

Поставив Таноса в центр сюжета, а также раскрыв его с совершенно неожиданной стороны этакого психопата-утилитариста, братья Руссо смогли-таки сделать из такой сложной и перегруженной персонажами истории как «Война Бесконечности» настоящую бомбу — фильм, выигрывающий во всех своих отношениях. Последние сомнения рассеиваются подобно Человеку-Пауку после щелчка Таноса как раз во время сцены с рассеиванием Паучка. Если это не самый удивительный эмоциональный опыт, что способно подарить кино, то я вообще не знаю, зачем люди смотрят фильмы.

Последний шанс из 14 миллионов

Однако «Война Бесконечности» отгремела всего лишь на четвёртое (ныне пятое) место в списке самых кассовых фильмов, после чего даже не пыталась уделать старичка Кэмерона с его перехваленными опусам, делавшими рекорды в пару подходов. Хоть «Война Бесконечности» — это гораздо более завершённый и успешный в художественном плане фильме, чем «Финал», ей было суждено отдать пальму первенства менее удачному сиквелу. И дело тут, как говорил Танос, в банальной математике. Зрителю нужно событие, и Marvel дали его — в 2012 году вышел первый кроссовер со Мстителями, который задрал планку. Со временем кинокроссоверы на пятьсот персонажей с собственными сольниками наскучили зрителям и им понадобилось новое зрелище, и именно тогда братья Руссо дали нам «Войну Бесконечности».

Первый фильм из дилогии братьев Руссо, хоть и был выполнен на порядок лучше второго, был обречён на условное поражение перед своим сиквелом по той простой причине, что этому фильму предшествовала всего лишь вся киновселенная Marvel, тогда как «Финалу» повезло выйти в свет после самой «Войны Бесконечности», а точнее — после финального щелчка Таноса, который не только распылил половину живых существ во вселенной, но и задрал ещё более высокую планку. После такого гениального переворота игры «Финал» просто не мог не привлечь к себе ещё большее внимание со стороны зрителей. Братья Руссо как бы дали нам понять: «Ребята, мы тут вообще-то действительно делаем искусство, а не просто бюджет пинаем».

Это было идеальное стечение обстоятельств. Крупнейший капиталистический монстр современного Голливуда — «Дисней» — действительно дал добро двум заинтересованным режиссёрам снять нечто в соответствии со своим видением, по сценарию двух не менее заинтересованных в своём деле сценаристов, по мотивам одной из важнейших комиксовых историй из когда-либо написанных, затратив на эту пару сотен миллионов долларов, после чего прокатили получившийся продукт по всем кинотеатрам мира под видом главного комиксового блокбастера в истории кино. И это сработало. Это ли не тот самый один-единственный шанс из 14 000 625?

Надо было не по голове…

И вот, после сногсшибательной «Войны Бесконечности» весь мир замер в ожидании «Финала». Конечно, всем и так было очевидно, что в конце концов Мстители победят, Танос получит по заднице, а распылённые супергерои вернутся в жизни, чтобы сниматься в своих уже давным-давно анонсированных сольниках. Но вопрос был в другом: как? Как именно Мстители выберутся из настолько безысходной ситуации, когда большая их часть обратилась в труху, оставшаяся морально уничтожена, а где-то на краю вселенной заняться сельским хозяйством решил самый грозный (а теперь ещё и физически всемогущий) архизлодей вселенной? Как те 14 миллионов ружей, что повесил старина Стрэндж на Титане, выстрелят в заключительной части «Мстителей»?
Что ж, результат превзошёл любые ожидания. «Мстители: Финал» получился прекраснейшим фильмом: эпичным, трогательным, драматичным, напряжённым, интригующим, захватывающим, пробивающим на слезу и, пожалуй, разочаровывающим…

«Реальность полна разочарований» — эту фразу Таноса сделали мемом. Третьи «Мстители» задали такую планку качества, с которой «Финалу» было не под силу совладать. Провал последней части быль столь же неотвратим, сколь и её успех. «Финал» просто-напросто не может дотянуться до того же уровня напряжённости и драматизма, который позволила себе «Война Бесконечности». Быть может, четвёртая часть всё же выигрывает в плане трагизма и эпичности (но лишь в третьем акте, тогда как первые два сильно-сильно отстают от «старшего братца»), но этого недостаточно.

Однако люди часто забывают о второй части той меметичной цитаты: «Но теперь я сам определяю реальность». А потому многие, даже несмотря на многочисленные огрехи финальных «Мстителей», многие сюжетные дыры, сливы целых линий в трубу, неожиданное снижение качества истории и персонажей (особенно сильно поубавившего в глубине проработки Таноса), всё равно испытали от эпилога «Войны Бесконечности» неописуемый экстаз. Потому что братья Руссо также поняли ещё одну очень знаменательную деталь, касающуюся успехов их фильмов — народ смотрит кино не ради того, чтобы поломать голову над этическими дилеммами или политическими подтекстами. В кино люди приходят за эмоциями, а потому все нелогичности, все несуразности и все несерьёзности фильму будут прощены, если он справится со своей единственной реальной функцией — будет наполнять жизни зрителей эмоциональным опытом. И с этим «Мстители: Финал» справляется лучше всего.

Пройдут года, а «Мстители: Финал», «Война Бесконечности» и вся остальная киновселенная Marvel останется для людей не кладезем каких-то особых знаний, не метакомментарием к состоянию мировой культуры, не сборником архетипических сюжетов или реакций на актуальный контекст. Нет, эти фильмы останутся источником эмоций — простых человеческих эмоций. Тони Старк распылил Таноса не потому, что кантианство побеждает утилитаризм, а потому что за ним стояли миллионы фанатов, для которых победа Тони даже по прошествии многих лет останется веским поводом для улыбки. А большего нам и не надо.

 

Текст: Данил Ермаков

Записи созданы 6

Добавить комментарий

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх