С 1 сентября 2022 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе». Сам закон, конечно, был создан намного раньше, в 2006 году, но что изменилось? Попробуем разобраться.
А что за закон вообще?
Цели старого (и нового тоже) закона – развитие рынка, правильной и добросовестной конкуренции и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Все это необходимо для того, чтобы отношения потребителя и собственно производителя были равноправными и каждый мог без проблем вести свою деятельность.
Грубо говоря, закон нужен, чтобы не было суеты и все было по правилам, только так можно понять кто прав, а кто нет. Поэтому, если вы вдруг пропустили все разговоры о новом законе, знайте, что, по сути, закон остался, внесли лишь изменения, с которыми все и пытаются разобраться, чтобы не получить лишний штраф.
Защита детских глаз
Закон был нужен также и для защиты детей и обеспечения безопасности в интернете. Вся реклама, которая может быть потенциально опасной для детей, должна быть маркирована специальным знаком. Этот знак должен быть размещен таким образом, чтобы его было видно и понятно, что данная реклама предназначена для взрослой аудитории. Так что, чтобы увидеть легальный взрослый контент, придется пройти проверку на возраст. И я думаю, что это один из самых главных пунктов о маркировке рекламы, так как он защищает не только участников рекламной индустрии, но будущее поколение.
Источник: https://triptonkosti.ru/2-kartinki/zaprescheno-kartinka-dlya-detej.html
Так, а зачем придумали-то?
Конечно, изменения не повлияли на основу закона, были внесены лишь некоторые корректировки, при которых маркировку рекламы должны осуществлять как рекламодатели, так и рекламные агентства. Рекламодатели должны предоставить рекламным агентствам всю необходимую информацию о своей продукции, чтобы агентство могло правильно маркировать рекламу. Маркировка теперь касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки, в том числе: сами рекламодатели, продавцы и все те, кто заказывает рекламные услуги. Если этого не произойдет, то виноватыми в конечном итоге будут все, кто нарушит закон.
Так выглядела стандартная цепочка взаимодействий по размещению рекламы до вступления закона в силу:
Источник: https://m.seonews.ru/analytics/pro-novyy-zakon-o-markirovke-reklamy-v-rossii-v-2022-godu-rasskazyvaet-ekspert-elama/
А что нового?
Смотрите сами, цепочка стала более разветвленной и сложной:
Как видите, в закон о рекламе были добавлены многие термины, давайте немного разберемся в них:
ЕРИР – реестр интернет-рекламы, оператором которой является Роскомнадзор;
ОРД – оператор рекламных данных, агрегатор, который передает сведения в ЕРИР;
токен – числовой идентификатор, который будет присвоен ОРД;
креатив – рекламное сообщение;
маркировка рекламы – указание обозначения «реклама» на всех видах креативов.
Также в новом законе появляется понятие «рекламный креатив», которым считается любой элемент рекламы, будь это картинка, текст, пост, баннер или видеоролик и др. Из-за нововведений появилось много вопросов: что можно и нужно маркировать, а что нет? Как соблюдать закон, чтобы не получить штраф или другие санкции. Скажу честно, точных ответов на эти вопросы пока нет, так как каждый рекламный случай сугубо индивидуальный.
Закон говорит о трех основополагающих вещах:
- Вся реклама должна сопровождаться словом «Реклама» + информацией о рекламодателе в виде его краткого наименования (ООО «Матрешка») или ссылки на страницу в интернете с реквизитами рекламодателя;
- Любая реклама должна нести в себе уникальный идентификатор – токен. Через него можно установить, кто заказал рекламу, и кто разместил. Токен нужно получить у оператора рекламных данных (ОРД);
- После получения токена нужно будет раз в месяц отчитаться о рекламе в ОРД. Оператор рекламных данных (ОРД) – это специализированные (коммерческие) компании, которым государство поручило собирать данные о рекламе и прослеживать цепочки.
В целом, схема представляется непонятной, но если разобраться в новом законе, то ничего сложного нет. Теперь, если вы хотите публиковать рекламные посты или другие материалы, связанные с репутацией конкретного бренда, привлечением внимания пользователей, то вам обязательно необходимо маркировать рекламу.
Преимущества нового закона:
- Это позволяет контролировать эффективность рекламных кампаний, так как теперь можно легко узнать, какие объявления были наиболее успешными или нет;
- Маркированная реклама позволяет защитить интересы рекламодателей, так как они могут быть уверены, что их объявления не будут использованы без их согласия.
- Он обеспечивает прозрачность и контроль качества рекламы. Теперь каждое рекламное объявление должно быть помечено уникальным идентификационным номером, что позволяет отслеживать его происхождение и контролировать его качество;
- Закон стимулирует развитие рынка рекламы. Благодаря маркировке рекламных объявлений, рекламодатели смогут выбирать только те объявления, которые действительно эффективны, что приведет к увеличению качества рекламы.
Недостатки нового закона:
- Закон может привести к снижению конкуренции на рынке рекламы. Маркировка рекламы позволяет рекламодателю выбирать только те объявления, которые он считает наиболее эффективными, что может привести к уменьшению количества рекламных предложений и снижению конкуренции;
- Для рекламодателей закон может привести к увеличению затрат на рекламу. Маркировка объявлений требует дополнительных затрат на разработку и внедрение системы отслеживания, что может увеличить стоимость рекламных кампаний;
- Он может вызвать сложности в работе рекламных агентств. Агентствам придется адаптировать свои бизнес-процессы и технологии для работы с новой системой маркировки, что может потребовать дополнительных затрат и времени. Теперь в каждой компании просто необходим специалист, который сможет сделать рекламное продвижение без потерь.
В целом, закон устанавливает строгие правила по отслеживанию и маркировке источников информации, а также требует отчета о проведенных рекламных кампаниях. Это означает, что рекламные агентства и платформы должны внедрить у себя системы маркировки и отчетности, а рекламодатели – обучить своих сотрудников и подготовить необходимые документы для соблюдения этих требований. Несмотря на возможные трудности и затраты, связанные с этим, следование новому закону может повысить доверие потребителей к рекламной информации, улучшить качество рекламных кампаний и способствовать более эффективному регулированию рекламной индустрии.